2019-12-14 08:30 |
В арсенале полицейских есть немало средств, чтобы противостоять самым изобретательным нарушителям закона и распутывать их хитроумные преступные схемы.
Прогресс широко шагнул в сферу криминала. Преступники всё чаще прибегают к бесконтактным способам совершения противоправных деяний, с каждым днём набирают обороты в умелой маскировке, оставляя всё меньше следов. Они используют возможности сети Интернет, мессенджеров и программ, исключающих личные контакты участников преступной цепочки, доступ к переписке посторонних и определение IP-адресов, задействованных электронных устройств. Но в арсенале полицейских есть немало средств, чтобы противостоять самым изобретательным нарушителям закона и распутывать их хитроумные преступные схемы.
В лучших традициях дистанционного способа совершения преступлений действовал интернет-магазин, названный, возможно в честь известного мультипликационного персонажа, «Даффидрагс». Специализировался он на продаже запрещённых веществ на территории нескольких регионов. Пермским оперативникам стало о нём известно в январе 2017 года. Работники торговой сети, можно сказать, находились на полном пансионе «директора», правда в материалах многотомного уголовного дела он назван «организатором преступного сообщества».
Итак, некий граждан, используя телекоммуникационные сети, сеть Интернет, разработал схему функционирования преступного сообщества, которая действовала посредством интернет-магазина до 14 февраля 2018 года. Именно к этому времени 14 участников преступного сообщества были разоблачены полицейскими. Компания на скамье подсудимых, прямо скажем, подобралась разношерстная: будущий лингвист, девушка штукатур-моляр, водитель такси, бывший банковский служащий, программист, многодетная мать (на иждивении было пятеро детей), студент и ещё несколько безработных. Словом, молодые, здоровые люди, способные зарабатывать на жизнь законным способом, но все они выбрали другой путь.
- Сбыт наркотиков осуществлялся посредством тайников-закладок, с использованием интернет-сайтов и программ для мгновенного обмена сообщениями. Помимо организатора в интернет-магазине были должности менеджеров по персоналу, операторов, «складов», закладчиков, - рассказывает старший следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю, подполковник юстиции Ольга Анфёрова.
Один из первых соучастников примкнул к формирующейся группировке ещё в мае 2015 года. Это был Вячеслав Кузнецов 1995 года рождения, проживавший в Новосибирске. Организатор предложил ему должность менеджера по персоналу. Его главной задачей было расширение масштабов противоправной деятельности за счёт новых членов банды.
- Менеджеры по персоналу осуществляли поиск в социальных сетях и на сайтах бесплатных объявлений закладчиков, обучали работе с наркотическими средствами, контролировали сбыт, по согласованию с операторами начисляли зарплату, и уже организатор перечислял вознаграждение на электронные кошельки в биткоинах. «Склады» транспортировали из Московской и Свердловской областей крупные партии наркотиков, хранили, фасовали и делали тайники для закладчиков и оптовых покупателей. Закладчики после получения наркотиков отчитывались перед операторами и менеджерами по персоналу, по их указанию оборудовали тайники, их месторасположение сообщали операторам и направляли им ссылки на фотохостинге в Интернете, куда загружали фотографии и описания закладок. - Объяснили иерархическую систему в группе сотрудники пермского наркоконтроля.
К апрелю 2016 года появились операторы, которые стали курировать с подачи организатора незаконный сбыт синтетических наркотиков в крупном и особо крупном размере: один на территории Перми и края, другой – Казани. В их обязанности входило получение от организатора информации о наличии и местонахождении оптовых партий с наркотическими средствами, направление «складов» за ними для доставки их к местам незаконного сбыта, анализ спроса покупателей, их предпочтений, раздача указаний подчиненным «складам» и закладчикам по фасовке, видах, сроках и территориальной принадлежности тайников. Нижестоящие звенья находились под их тотальным контролем. Они и менеджеры по персоналу были заинтересованы в привлечении к механизму сбыта наркотиков большего количества людей, т.к. получали приличный процент от заработка закладчиков, соответственно их доход напрямую зависел от качества выполнения заданий подчиненными. Составлялись еженедельные отчеты, изучая которые «директор», анализировал прибыльность бизнеса, принимал руководящие решения, устанавливал размер материального вознаграждения. С целью конспирации им была разработана схема и способ выплаты зарплаты подчиненным за незаконный сбыт наркотических средств с использованием платежных систем, в том числе биткоинами, а также с помощью банковских карт и электронных кошельков.
В июле 2016 года на должность закладчика был рекомендован пермяк Артём Головнин 1985 года рождения. Менеджер по персоналу потребовал фотографии, скан паспорта с пропиской и залог в несколько тысяч рублей. Позже в коллектив влились закладчики: житель Чайковского Максим Моисеенко 1993 года рождения и краснокамец Андрей Немтин 1989-го.
Обучение новичков велось также дистанционно. Вебинары проводились по оборудованию тайников-закладок, способах общения с «коллегами» и покупателями, конспирации. Очень скоро ранее не имевшие проблем с законом граждане вовлекались в противоправную деятельность и становились активными участниками преступного сообщества. Им же казалось, что они нашли сверхприбыльную нишу. Работодатель обеспечивал их всем: съёмным жильем, автомобилями, покрывал транспортные и иные расходы. Соучастники общались по переписке в сети Интернет под вымышленными данными, используя ник-неймы.
Как известно, в любом коллективе, возможны споры и разночтения. Случались конфликты и внутри преступного сообщества. Разрешал их организатор. За ошибки сотрудники штрафовались и наказывались. И напротив, те, кто показывал высокие результаты и приносил большой доход, удостаивались карьерного роста и поощрений. Так, менеджер по персоналу Кузнецов «вырос» до оператора, а Немтин и Головнин стали «складами».
Низшее звено в наркоцепочке – закладчики. От них «синтетика» через тайники поступала к потребителям. Они должны были круглосуточно находиться в режиме «онлайн» для связи с оператором, предоставлять фотоотчет о проделанной работе. Исходя из результативности его работы, менеджер по персоналу и оператор определяли размер его жалования. Кстати, закладчикам строго настрого запрещалось самим употреблять любые виды наркотиков.
Кузнецов оказался толковым кадровиком. В состав преступного сообщества на должности закладчиков он принял Немтина, Жумагалиева, Соларёва, Мосина, Дуркину, Конареву, Барыева, Гаймуранова, Ожгибесова, Субхангулова, Шведского. Таким образом, костяк преступного сообщества был сформирован к осени 2017 года. Сотрудники работали не покладая рук. Как установило следствие, Субхангулов сделал порядка 230-240 закладок. В целом, они успели совершить несколько десятков умышленных тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. К 14 февраля 2018 года сотрудниками УНК ГУ МВД России по Пермскому краю все они были задержаны, а деятельность преступного сообщества на территории нашего региона ликвидирована. Согласно материалам дела, незаконный оборот денежных средств, добытых преступным путем, составил более 2 миллионов рублей. По мнению оперативников, такую сумму магазин имел в качестве недельного дохода. Сотрудниками полиции изъято из незаконного оборота около 4 килограммов наркотических средств.
Головнина взяли 3 июля 2017 года. Следующие были Мосин и Дуркина. Андрей и Руслана были парой. Оба ранее судимы, они никак не могли найти работу, пока не наткнулись на объявление о приеме курьеров, которое сулило им высокий доход. Решили работать вместе.
Параллельно с поличным возле закладок наркополицейские одного за другим «брали» клиентов «Даффидрагс», а те прижатые к стенке, сдавали своих сбытчиков.
В Казани поручения организатора выполняла уроженка Башкирии Регина Короткова 1989 года рождения. Девушку с поличным задержали стражи порядка, когда та забрала закладку с килограммом наркотика.
Вообще девушки, а их было три, в ходе предварительного следствия оказались более сговорчивы и сознательны. Конарева вину признала полностью, сообщила, что сама употребляла наркотики и приобретала их в «Даффидрагс» изначально для себя. В ее случае администратор сделал исключение и принял на работу наркозависимого сотрудника. Согласно материалам следствия, она разложила порядка 150 закладок.
Кузнецов тоже полностью признал вину. Его задержали дома в Новосибирске. Провели обыск, изъяли накопитель, телефоны компьютер, сим-карты. Ожгибесов до последнего отрицал свою причастность к сбыту, но изъятые в ходе обыска в его доме вещественные доказательства говорили об обратном. О противоправном характере деятельности мужчины не подозревала даже супруга. Ей он говорил, что разрабатывает сайты.
Всем подсудимым, за исключением Коротковой, инкриминировались преступления, связанные с незаконным сбытом наркотических средств в составе преступного сообщества, организованного неустановленным лицом с целью получения систематической финансовой выгоды от преступной деятельности. Только Моисеенко, как следует из приговора, легализовал свыше миллиона рублей. Из показаний Мосина и Дуркиной следует, что они обогатились на 200 тысяч. Регину Короткову осудили за покушение на сбыт особо крупной партии наркотиков.
«Склады» Головнин, Немтин и Моисеенко заключили досудебное соглашение и оказывали всяческое содействие органам предварительного следствия. Каждому из них было назначено от 10 до 11 лет в колонии строго режима и штрафы до 700 тысяч рублей. По решению суда у Моисеенко конфискован в доход государство один миллион рублей. Он и Головин также признаны виновными в отмывании денежных средств, приобретённых в результате совершения преступлений.
Остальные участники преступного сообщества отправились в места лишения свободы на срок от 6 до 13 лет. Пятерых членов наркосиндиката, до сих пор остававшихся на свободе, взяли под стражу в зале суда. Единственный, кто из этой компании к наркотикам даже не прикасался, был Кузнецов - менеджер по персоналу, он же бухгалтер. Однако суд признал его вину доказанной в сбытах запрещенных веществ в составе преступного сообщества. В колонию строго режима он попал на 11 лет.
«Досье 02. Прикамье»
Подробнее читайте на 59.mvd.ru ...