Вот уж никогда не собирался молодой учитель из Кудымкара Александр Николаевич Радостаев менять профессию на военную, но вмешался июнь сорок первого

2020-3-29 12:00

В первые дни войны на фронт ушел отец, а в августе  солдатскую шинель надел и сын, направленный военкоматом в Черкасское пехотное училище.

Вот уж никогда не собирался молодой учитель из Кудымкара Александр Николаевич Радостаев менять профессию на военную, но вмешался июнь сорок первого. В первые дни войны на фронт ушел отец, а в августе  солдатскую шинель надел и сын, направленный военкоматом в Черкасское пехотное училище.

Нередко в литературе можно прочитать о том, что войны в сорок первом мы не ожидали и не готовились к ней как положено. Нет. И ожидали, и готовились. Когда весной сорок первого воинские эшелоны Пермской 112-й стрелковой дивизии спешили к западной границе, Черкасское пехотное училище передислоцировалось на Урал. И это не единичный факт.

Поскольку «юнкерсы»  над Украиной еще не летели, училище вывезло в Свердловск все свое имущество вплоть до последней книжки уникальной библиотеки с редчайшими изданиями Это уже в годы войны какой-то ретивый политработник основательно почистил библиотеку, в макулатуре оказалась даже первая прижизненная биография Суворова, изданная в 1798 году.

Курсантов первого военного набора черкасского пехотного училища одели и обули еще по нормам мирного времени,  кормили по прежнему рациону, хлеб за столом на пайки еще не делили. Еддня войны самые ощутимые потери среди младшего командного состава приходились на взводных. Трехлетнюю программу урезали до годичной, прежде всего за счет увеличения почти вдвое учебных часов. Главная задача теперь состояла в том, чтобы дать людям азы командирской науки, а всю ее познать им предстояло на фронте.

Новичка Радостаева зачислили в пулеметную роту не случайно. Отбирали по образовательному цензу, поскольку главным предметом в огневой подготовке у пулеметчиков была теория стрельбы, а это уже математика, особенно в стрельбе по закрытым целям.  Изучали пулемет «Максим», что является неотъемлемой частью знаменитых тачанок времени гражданской войны. В числе немногих, на отлично освоивших практическую стрельбу с закрытых позиций, курсант Радостаев выпустился лейтенантом и, прибыв на фронт, получил не взвод, а роту. Правда, стрелковую, пулеметных вакансий не было, как не было и дивизии самих пулеметных рот. Начав в сорок втором с ротного, в мае сорок пятого Николай Иванович занимал уже должность начальника разведки Пермской 61-й гвардейской Славянской  Краснознаменной дивизии, с которой прошел большую часть своего боевого путиболее сорока лет…

Александр Николаевич показывает фотографию далекого сорок второго года.

- Это мы взводом сфотографировались перед выпуском.  Вот  я, Плотников, Топорков. После выпуска немало значило, в какую часть попадешь. Степан Неустроев со своей дивизией дошел до Берлина, штурмовал Рейхстаг, стал Героем Советского Союзаакое окружение. Наша дивизия все-таки сумела выйти из этого кольца. Хуже обстояло дело в 355-й, многие бойцы и командиры которой оказались в плену, и среди них Плотников и Топорков… Топорков не выдержал концлагеря – бросился на оголенные электропровода и сгорел. Плотникова освободили в конце войны: прошел проверку, а вот выезжатце. Память, затаенная с глубокой болью.

Подробнее читайте на ...

войны сорок училище топорков фронт черкасское пехотное дивизии