Цифра ломится в школу

Цифра ломится в школу
фото показано с : uralinform.ru

2021-1-25 11:21

Ее там ждут?

В России запускают проект "Цифровая школа". Пока в пилотном варианте в нескольких регионах. При этом многие эксперты считают, что его реализация значительно изменит систему образования. Сторонники уверяют – цифровая школа даст новые возможности для развития, противники опасаются, что педагог станет лишь придатком технологий, а живая коммуникация между учителем и учениками будет разрушена.

Возвращение с дистанта

Одной из норм советского общества была утренняя зарядка. Бодрый голос из радиоприемника диктовал, какие упражнения, в каком порядке и с какой продолжительностью выполнять. А если представить, что в той же манере при помощи современных технологий даются знания школьникам во всех школах России, а учителя в классах выполняют лишь роль надзирателя, приглядывая, чтобы ученики не отлынивали?

"Очень интересные формулировки в концепции электронного образования: индивидуальное обучение, индивидуальное развитие, индивидуальная программа, индивидуальная траектория, индивидуальный подход и так далее. Может показаться, что цель авторов – это развитие индивидуума. На самом деле – ровно наоборот! Траектория, программа, обучение, подход – есть. А человек – полностью исчез, растворился в программе! Все поставлено с ног на голову: не человек определяет подход, траекторию и программу, а траектории и программы определяют место человека в иерархии", – считает журналистка Анна Шафран.

По ее мнению, "наверх" при подобной системе будут выходить исключительно люди овладевшие правилами игры, научившиеся проходить тесты.

"Цифровая школа – это государственный проект, который направлен на то, чтобы облегчить работу учителям и ученикам. Все новое поначалу воспринимается враждебно, но время требует новых подходов и технологий – в том числе и в процессе образования, – рассказал "Уралинформбюро" учитель истории и обществознания екатеринбургской школы №63 Виктор Якушев. – Я не думаю, что реализация этого проекта превратит наших детей в каких-то биороботов, навсегда заклеймит, лишит их индивидуальности или увеличит разрыв между сильными и слабыми учениками. Просто работа школы информатизируется, это - интересный процесс. Главное, чтобы из него не исчезал учитель".

По словам педагога, после выхода школьников с коронавирусного дистанта их пришлось адаптировать под традиционные школьные условия, буквально заново их социализировать.

"Роль учителя, его физическое присутствие на уроке, очень важно. Если его заменят искусственным интеллектом или картинкой на экране, как в случае с дистантом, тогда я буду чувствовать опасения за будущее детей. Но, насколько я понял, проект "Цифровая школа" не предполагает, что нас, учителей, уберут из системы образования", – полагает Якушев.

Учитель истории екатеринбургского ОУ №105 Ольга Полякова согласна с коллегой. По ее словам, вернувшиеся с дистанта ученики отвергают такой формат обучения.

Улыбка учителя, замечание – все это помогает ученику осознать себя на уроке. А "цифра", к сожалению, бездушная, одной ее недостаточно, чтобы сформировать личность. Ученик не должен видеть учителя только на экране монитора, – считает Полякова. – С другой стороны, когда нашу школу полностью автоматизировали, работать стало интереснее и проще. Я, например, уже не представляю, как провести урок без цифровой доски. Это - шикарное подспорье в работе педагога".

По словам генерального директора образовательного центра MAXIMUM Education Михаила Мягкова, стандарт "Цифровая школа" (стандарт описывается в приказе Минпросвещения и Минцифры РФ) определяет требования к различному цифровому оборудованию, необходимому для внедрения и создания цифровой образовательной среды в РФ. И никак не описывает составление индивидуальных программ и траекторий учащихся, о которых упоминает Шафран.

Мне кажется, достаточно спекулятивной история про то, что внедрение цифровых технологий привнесет новое неравенство в мировое образование. Априори технологии должны улучшить качество и доступность образование для всех. Другой вопрос, что технологии сами по себе не существуют – их используют учителя, ученики и система. И вопрос как раз в том, чтобы система и учителя были готовы цифровые технологии использовать в своей ежедневной работе – разумно и эффективно, задействуя весь их положительный потенциал. А вот этого как раз сейчас не происходит и не произойдет по мановению волшебной палочки, как только оборудование будет закуплено и установлено. Требуется большая работа по обучению и переобучению педагогического состава", – уверен эксперт.

Он подчеркивает, что у каждого ребенка есть свои природные склонности и темп, в котором он осваивает и усваивает новые знания. Что плохого в том, что технологии и алгоритмы будут на основе его учебного поведения и успехов строить его образовательную траекторию? Это поможет как учителю, так и ребенку. Но необходимо, чтобы и учитель включался в работу по построению индивидуальной траектории обучения, а не просто ее фиксировал.

Правление цифры

"Когда мы говорим о внедрении технологий – будь то цифровая школа или цифровое правительство, надо понимать, что эти изменения неотвратимы, – говорит заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии "Корифей" Мария Калужская. – Никола Флавийский в 1444 году говорил: "С тех пор, как Гуттенберг изобрел печатный станок, молодежь пошла не та. Уткнутся в книгу – никакой духовности". Сейчас мы видим такие же эмоциональные заявления. Но технология – это инструмент системы образования. Какую концепцию мы заложим, так этот инструмент и будет работать. Можно с помощью "цифры" сделать максимально индивидуализированное и персонализированное образование, так что каждый ученик будет выбирать свой маршрут, свой темп освоения, а оценки будет получать исключительно на основе собственного уровня и собственных задач. И наоборот – если, например, поставить задачу – с помощью технологий сделать сильных сильнее, то инструмент на эту цель и будет работать, а разрыв между более и менее способными действительно увеличится".

По словам Виктора Якушева, учителя и сейчас используют дифференцированный подход, также действует инклюзивное образование. То есть педагоги могут готовить индивидуальные задания для детей с разными возможностями, при этом придерживаясь главной задачи – дать образование всем детям.

Об интересном эксперименте, касающемся способностей учеников, рассказала "Уралинформбюро" учитель химии школы №130 Татьяна Русинова: "Мне повезло поработать завучем инновационной школы, и мы решили провести эксперимент – набрали два физико-математических класса. Один решили сделать сильнее. Учителя были одни и те же. Итог – на экзаменах классы показали одинаковые результаты. Те, что изначально были слабее, не захотели таковыми оставаться, начали "рвать когти" и догнали сильных".

По ее словам, роль учителя в образовательном процессе очень важна, она определяет многие вещи. В частности, это учитель должен привить ученикам вкус к обучению, желание достигать чего-то в предмете, узнавать больше.

Обучение в школе основано на первоначальном принуждении, – отмечает педагог. – Невозможно только фейерверки показывать и развлекать детей. Траектории развития должен кто-то задавать. Идея телеобучения, при которой лучшие педагоги что-то вещают через экран гаджета на большую аудиторию, не работает. Это еще возможно при индивидуальном телеуроке, но дистант показал, что целый класс удаленно не обучишь. Так, на "удаленке" некоторые просто засыпали во время урока, потому что, к примеру, всю ночь просидели в интернете – в школу ведь утром идти не нужно. Сейчас отставание от программы довольно серьезное – процентов 70. То, что на уроке многие бы схватили на лету, на дистанте требует больших усилий".

Без физического присутствия педагога невозможно выполнять и практические работы, проводить опыты. Поэтому полностью перевести обучение в "цифру" не получится.

Кстати, в проекте оговаривается доля цифрового контента на уроке. На "живых" занятиях она составит минимум 20%, и не менее 10% практических работ по стандарту должны будут проводиться в виртуальных лабораториях, с применением симуляторов и электронных образовательных технологий. Кроме того, в проекте уточняется, что переход на "удаленку" возможен будет по запросу – в случае эпидемий, карантина, а также, если это нужно для детей-инвалидов или учеников малокомплектных школ.

"Положения проекта еще находятся в стадии общественного обсуждения, – рассказали агентству в министерстве образования Свердловской области. – Пока он вводится в пилотном режиме, наша область в него не входит. Когда его "спустят" во все регионы, можно будет говорить о том, как будем его реализовывать и чего от него ждем".

Повторение ЕГЭ?

Что там "Цифровая школа" - споры идут и вокруг действующего ЕГЭ.

Уровень знаний ниже, чем в советское время. И усвоение учебного материала происходит медленнее, чем раньше. Тестовая система нацелена на "натаскивание" в решении заданий по алгоритму. Советская школьная система учила думать, размышлять, четко формулировать и выражать свои мысли. Сейчас этому приходится учить в вузе", – рассказала декан факультета естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ Оксана Янцер.

"На сегодняшний момент процесс подготовки сдачи ЕГЭ по иностранным языкам, с одной стороны, позволяет создать систему языка в сознании обучающихся, кто достигает высоких результатов (75–90 и выше баллов), с другой, не дает достаточной устно-речевой практики, необходимой для нормальной коммуникации на изучаемом языке", – считает директор института иностранных языков УрГПУ Дарья Старкова.

В Уральском государственном медуниверситете отмечают, что уровень среднего балла ЕГЭ в 2020 году не ниже, чем в 2019 году. И это при том, что выпускникам приходилось готовиться к поступлению в условиях дистанта: "Уровень подготовки абитуриентов и качество школьного образования остается на том же уровне. Выпускники образовательных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области радуют уровнем своих знаний и практически без проблем преодолевают адаптивный период первого года обучения в нашем университете. К нам поступают ребята с очень высокой мотивационной составляющей и быстро навертывают знания, если их не хватает".

Педагоги не считают, что при "цифровой" школе путь "наверх" будет открыт только для тех, кто научился проходить тесты. "Про ЕГЭ тоже говорят, что мы "натаскиваем", но я сдавал его 10 лет назад и вижу, насколько структура экзамена изменилась сегодня, – рассказывает Виктор Якушев. – Все замечания учитываются, задания усложняются".

По его словам, с проектом "Цифровая школа", вероятно, сначала будет так же. Он не будет идеальным. При этом критика будет учитываться, он будет меняться, совершенствоваться. Но для этого нужно время.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Подробнее читайте на ...

учителя школа цифровая образования технологий учитель образование егэ