2021-6-28 10:12 |
На рынке труда.
Начавшийся до пандемии и значительно ускоренный ею процесс цифровизации преобразует окружающий мир. Как сообщается на образовательной платформе Coursera о профессиональных навыках, к 2025 году в мире ожидается создание 97 миллионов новых цифровых рабочих мест. Возможно ли их заполнить?
"Я думаю, что рынку это под силу, – поделилась мнением с "Уралинформбюро" доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры Интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга УрФУ Галина Астратова. – Во-первых, прогнозы создания новых рабочих мест строятся экспертами и исследователями на основе данных о текущей демографической ситуации в мире, в странах, регионах и отраслях, потребностях на рынке труда и динамике развития народонаселения и других факторах. Во-вторых, многие рабочие места будут заняты роботами, дронами и прочими киберсубъектами. Есть вполне обоснованная идея о том, что в будущем человек будет заниматься творчеством и иметь самый главный ресурс – свободное время".
Доктор экономических наук, профессор Уральского юридического института МВД России Сергей Баженов тоже считает, что с заполнением цифровых рабочих мест у локомотивов экономики особых проблем возникнуть не должно: "Транснациональные компании смогут это сделать. Ну, а нам стоит беспокоиться о себе, поскольку в России техническая база – основа цифровизации – импортная. Компьютеры – Америка, смартфоны – Китай или Южная Корея. Нет пока у нас собственной современной цифровой базы. Для цифровизации экономики нужно время, и этот процесс должен проходить эволюционно, а не революционно".
На рынке спрос на кадры, обладающие цифровыми навыками, постоянно растет. Например, в банковской сфере от кандидатов при устройстве на работу часто требуют владения навыками работы с цифровыми технологиями не ниже продвинутого пользователя.
"К нам в университет обращаются представители крупных банков – Газпромбанка, ВТБ, Сбербанка. У них сейчас появилось пожелание – хотят специалиста с базовыми знаниями программирования, – рассказывает доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела УрГЭУ Евгений Стрельников. – То есть получается, что хотят экономиста плюс финансиста плюс еще и программиста, а платить планируют как за экономиста. Пока конкретные требования к вакансии не сформулированы, однако растущий спрос на цифровые навыки заметен".
По его словам, сейчас многие кредитно-финансовые учреждения развиваются по модели виртуального банка. И логично, что у сотрудников должны быть навыки обращения с цифровыми технологиями.
"Структура рынка меняется и благодаря изменению форм занятости. Недавно проведенный нами опрос показал, что многие компании планируют сохранить комбинированный режим работы, то есть сочетать офлайн и онлайн режимы, предприниматели оценили эффективность такой организации работы. Поэтому и требования к работникам меняются – нужны новые навыки и знания, – говорит управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства ООР РСПП Марина Москвина. – Сегодня бизнес активно участвует в разработке и переработке существующих профессиональных стандартов, на основе которых формируются требования к той или иной квалификации. И все чаще свободное ориентирование в цифровой среде оказывается в списке данных требований".
IT-пропуск на работу
Как рассказали в пресс-службе сервиса по подбору персонала HeadHunter Урал, на IT-специалистов сегодня приходится 12% от всех вакансий в России, это второе место после сектора продаж (27%). Цифровая трансформация и современные технологии сильно влияют на рынок труда и подготовку кадров. Они становятся причиной появления новых профессий и переосмысления многих из уже существующих.
"По нашим данным, с 2010 года спрос на цифровые профессии в России вырос в 27 раз. За последний год увеличилась потребность в диджитализации и продвижении товаров и услуг компаний – поэтому пошел всплеск спроса на IT, аналитиков, digital-маркетологов. Удаленка вызвала рост спроса на специалистов по кибербезопасности, – говорят в пресс-службе сервиса. – Сотрудники с цифровыми навыками сегодня нужны не только в IT, но и в маркетинге, масс-медиа, банках, в тех же продажах и даже в производстве и медицине. Причем в этих двух сферах речь обычно идет о весьма узких навыках, о знании профильных программ".
Между тем про свои цифровые компетенции пока не так часто сообщают в резюме. Например, такие навыки, как базовая цифровая грамотность, аналитика данных, машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, архитектура IT-систем, кибербезопасность указывают лишь около 3% соискателей.
"По данным Росстата, за последнее десятилетие число россиян в возрасте 20-24 лет снизилось почти вдвое – с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за персонал на стартовые позиции, которые обычно предлагаются молодежи, идет сильнейшая конкуренция, – поясняют в пресс-службе HeadHunter Урал. – Вполне может быть, что скоро мы увидим жесткую конкуренцию работодателей за кадры еще на уровне школьной скамьи, когда человек только определяется, какую же профессию ему выбрать".
Фото: pixabay.com
По словам Евгения Стрельникова, вузы довольно быстро трансформируются под подобные требования рынка. Галина Астратова добавляет, что сейчас уделяется внимание направлениям, либо непосредственно связанным с цифрой (программисты, IT-аналитики и другие), либо предполагающим работу в условиях цифровизации (интернет-маркетинг, интернет-менеджмент).
Галина Астратова подчеркивает, что фундамент цифровой экономики – это современные цифровые технологии, превратившиеся из отдельной отрасли в новый уклад жизни, влияющий на все виды деятельности человека. Он представлен как минимум десятью ключевыми направлениями – 5G интернет, электрокары и беспилотные автомобили, 3D-печать, искусственный интеллект и Big Data, виртуальная (VR) и искусственная (AR) реальность, облачные хранилища данных, интернет вещей, квантовые вычисления, блокчейн, мозговые импланты. И в России они успешно развиваются.
Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Подробнее читайте на uralinform.ru ...