2019-12-27 08:51 |
Из-за пробелов.
В декабре 2018 года в России приняли закон "Об ответственном обращении с животными", защищающий в том числе бродячих собак от жестокого обращения. Полностью он вступает в силу с 1 января 2020-го. С этого момента четвероногие, представляющие опасность для людей, должны не умерщвляться, а помещаться в приют и содержаться там до естественной смерти. Регионы оказались не готовы исполнить федеральный закон и обсуждают его перенос на 2022 год. Зоозащитники считают, что отсрочка закона позволит продолжать убивать животных.
Чье собачье дело?
В Екатеринбурге закон "Об ответственном обращении к животным" начал работать с середины 2019 года. В январе УФАС опротестовало заключение муниципального контракта с ЕМУП "Спецавтобаза", поэтому бездомных псов в городе никто не отлавливал. Контракт заключили в июне.
По данным городского комитета экологии и землепользования, являющегося заказчиком работ, за вторую часть года было отловлено 484 собаки, возвращено в прежнюю среду обитания 192. Все выпущенные животные вакцинированы, чипированы, стерилизованы, мечены, осмотрены комиссией, в состав которой входят специалист в области ветеринарии, кинолог, руководитель помещения для содержания собак. Отлов проводится на основании заказов.
Невзирая на дежурно-позитивные отчеты мэрии, эксперты отмечают, что эффективность ЕМУП "Спецавтобаза" в рамках нового закона довольно низкая. Депутат гордумы Виктор Сомиков констатировал, что уральская столица на данный момент не готова к изменениям, в первую очередь, из-за отсутствия должных условий содержания животных.
Виктор Сомиков
По его словам, закон запрещает усыпление бродячих собак за исключением неизлечимо больных. Остальные должны либо быть прочипированы и отпущены на волю, либо отданы новым хозяевам. Агрессивные собаки также не должны быть лишены жизни и остаться жить на территории организации. Причем все животные, вне зависимости от вышеперечисленных категорий, находятся в клетках в течение месяца. За это время они должны пройти осмотр, лечение, вакцинацию и другие процедуры.
Ранее "Спецавтобаза" ловила более 4 тысяч животных в год. Примерно 500 из них раздавали. Если раньше собак уничтожали, то сейчас вопрос поставлен по-другому - каждую собаку нужно содержать, кормить, лечить. В следующем году планируют поймать более 2 тысяч. Всех их пристроить невозможно. Если учитывать, что в помещениях "Спецавтобазы" может находиться только 125 собак, как будет соблюдаться закон, пока не понятно", - комментирует ситуацию Сомиков, настаивая на срочной постройке приюта для животных.
Председатель комиссии по безопасности жизнедеятельности населения гордумы Екатеринбурга Сергей Воронин также согласен, что помещения "Спецавтобазы" не подходят под реализацию нового закона, но вопрос о появлении центра для животных пока завис в воздухе. Городские власти планировали построить большой собачий приют на Московском тракте за 400 миллионов рублей. Однако в проекте бюджета эти расходы не заложены. По его словам, вины муниципалитета в этом нет: требования к подобным заведениям должно сформулировать федеральное правительство, а вслед за ним подзаконный акт утвердят областные власти. Однако Москва безмолвствует, в связи с чем в Екатеринбурге не могут приступить даже к проектированию приюта.
Сергей Воронин. Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга
Эксперты уверенны, что вопрос, которому также стоит уделить внимание, - процесс отлова, который может быть эффективен только при полном соответствии всех требований закона. Чиновникам нужно регламентировать отлов животных без владельцев способами, которые не приведут к их увечьям, травмам или гибели. Причем наибольшую сложность составляет отлов агрессивных собак, с которыми и нужно бороться в первую очередь.
"Суть закона в том, чтобы убрать с улиц агрессивных собак. Но в процессе отлова чаще всего попадаются именно спокойные собаки, идущие на контакт. Диких собак поймать очень сложно – нужно потратить несколько дней, чтобы их выследить. Если поймают одну, остальные на это место могут не вернуться, и их надо снова выслеживать. Это - серьезный труд, поэтому результат будет только, если работу выполнять качественно и действовать по закону", - говорит Сомиков.
Стоит отметить, что оценить качество этой работы в Екатеринбурге сегодня довольно сложно. В пресс-службе "Спецавтобазы" ответить на вопросы "Уралинформбюро" отказались, предложив побеседовать с городским комитетом экологии. Специалисты комитета не смогли оценить результативность, сославшись на непродолжительный период действия закона.
Вырваться из капкана
С аналогичными проблемами столкнулись больше половины регионов России. Сотрудники ассоциации "Благополучие животных" провели анализ и выяснили, что законодательство на данный момент еще не приведено в соответствие с законом. Кроме того, встречаются лазейки, размытые формулировки, что также приводит к возможности подмены недобросовестными подрядчиками законных методов обращения с животными на массовые убийства.
Как рассказала "Уралинформбюро" директор ассоциации Мария Лежнева, зачастую заказчики не предусматривают для животных такие услуги, как содержание, вакцинация и стерилизация, или же предусматривают только для части животных.
"В таких закупках для животных предусмотрен только отлов или отлов, умерщвление и транспортировка к месту утилизации, что, опять же, приводит к тому, что на практике применяется метод отлова с последующим умерщвлением. Не менее часто встречаются размытые и неточные формулировки в закупочной документации, а также противоречивые требования. Они не менее страшны, чем прямые указания на убийства, так как позволяют трактовать написанное в любую сторону", - говорит Лежнева.
По ее мнению, чтобы соответствовать нормам закона, необходимо иметь материально-техническую базу. В том числе приют, автотранспорт, персонал, знания, опыт и многое другое, а для этого нужны значительные финансовые средства и стартовые вложения.
По мнению представителя Фонда защиты городских животных Андрея Николаева, с одной стороны, необходимость принятия закона "перезрела", с другой – он во многом декларативен, поскольку его выполнение не обеспечено финансово и организационно. "Складывается впечатление, что его авторы не очень представляли, как он будет работать не только в крупных городах, а и где-нибудь в российской глубинке. Например, за счет каких средств будет обеспечиваться содержание муниципального приюта, каким требованиям должно удовлетворять "специально предназначенное для этого здание, строение, сооружение", – отметил он.
Президент фонда "Забытые животные" Анастасия Комагина сообщила, что в целом закон об ответственном обращении ей не нравится: "Он заявлен как гуманный. Когда закон полностью вступит в силу, он приведет к "теневому" уничтожению бездомных животных. То, что и сейчас происходит".
Альтернативой, по ее мнению, могла бы стать "прозрачная гуманная эвтаназия", а также всеобщий учет домашних кошек и собак с их обязательной чипизацией и просвещение владельцев животных.
По словам Комагиной, до 80% собак и кошек в России оказываются на улице, потому что от них отказались прежние хозяева. Росту численности бездомных животных способствуют и те владельцы, которые разрешают нестерилизованным питомцам гулять без присмотра.
Эксперты уверенны, что быстро вырваться из этого законодательного "капкана" не получится, но надо. Формулируя меры, очень важно выработать общественный консенсус по вопросу о том, что же все-таки нужно предпринять, чтобы без жертв убрать бесхозных животных с улиц.
Анна НАСЕКИНА
Подробнее читайте на uralinform.ru ...