2019-12-5 16:06 |
Стюардессе Наталье.
Иркутская авиакомпания "ИрАэро", сдается, входит в крутой штопор. С весны 2019 года ее сотрудники не получают зарплату, а три Boeing-777 приходится возвращать лизингодателю. Пилоты и бортпроводники массово отказываются выходить на работу.
Долговая петля
Иркутское отделение "ИрАэро" работает бесплатно с весны, сотрудники московского отделения не получают зарплату с нынешней осени. Теперь же выясняется самое печальное. Как рассказали корреспонденту "Уралинформбюро" представители компании, костяк офиса в Москве (около 150 человек) – бывшие сотрудники покинувших рынок "Когалымавиа" и "Вим-Авиа".
Общественница и бывшая сотрудница этих перевозчиков Ольга Шерстнева рассказывает: "Почти все авиакомпании у нас работают в долг -за топливо, за обслуживание самолетов. По сути, все в кредитах".
Долг по зарплате в "Вим-Авиа" - 350 миллионов рублей, его не могут взыскать уже 2 года. Единственный шанс – аэропорт "Братск", входящий в активы "Вим-Авиа". Но возможность его продажи, судя по всему, будет упущена.
"Идет разговор о том, что аэропорт был незаконно приобретен. Если у авиакомпании отсудят этот актив, долг работникам будет получить неоткуда", - объясняет Шерстнева.
Всплыли у "Вим-Авиа" и "серые" схемы с пенсионным оформлением работников. Стюардесса Наталья Мандрыкина рассказывает, что она с коллегами обнаружила абсурдные сведения о себе:
В Пенсионный фонд от авиакомпании были предоставлены неверные данные. Например, у меня за 2013 год в сведениях для досрочного назначения страховой пенсии по старости вместо бортпроводника указан бортинженер. Это с учетом того, что у меня нет технического образования, Помимо этого в 2015 году указали, что я не бортпроводник, а… шахтер! Странно, что ни у сотрудников ПФР, ни у сотрудников Роструда не возникло по этому поводу сомнений"
Исправить ситуацию невозможно, утверждает она: "Обратившись в Пенсионный фонд, предоставив трудовую и летную книжки и справки о том, кем я работала, я все равно не смогу исправить запись. Внести изменения может только работодатель". Конкурсный управляющий оставил просьбу Мандрыкиной без внимания.
Руководство "ИрАэро" увещевает: потерпите, деньги будут. Стюардесса Надежда говорит, что обещан транш от Росавиации за дальневосточные перелеты. Субсидию вовремя якобы не выплатили, именно поэтому зарплаты и задерживаются - теперь перевозчик судится с ведомством за 500 миллионов рублей.
Надежда сообщила "Уралинформбюро", что заплатить им обещали с этих денег. В то же время другие источники утверждают, что в иске значится многим меньше – всего 50 миллионов.
Фото: vk.com/iraero
Успокоить бастующих попытались гарантийным письмом, которое генеральный директор Юрий Лапин отправил подчиненным. В нем утверждается, что до 16 декабря долги по зарплате будут закрыты полностью.
"ИрАэро" пытается сократить долг необычным способом. "Сотрудники жалуются, что с них пытаются списать суточные, которые им выдавали на питание в Китае. Просят предоставить чеки, подтверждающие траты на еду. Ранее таких требований не было. Само собой, люди не собирали чеки", - рассказывает Шерстнева.
Фото: vk.com/iraero
Пресс-служба авиакомпании сообщила "Интерфаксу": "Мы хотим взять паузу в пользовании широкофюзеляжной дальнемагистральной техникой. Один из трех Boeing мы уже вернули лизингодателю, остальные вернутся по мере выполнения возложенных на них задач. Наши китайские партнеры пока не в состоянии гарантировать полную загрузку. Именно поэтому мы берем эту паузу".
Региону будет больно
Авиаэксперты признают, что ситуация с "ИрАэро" действительно плачевна, а отказ от широкофюзеляжных Boeing-777 закономерен.
"Эти самолеты были взяты под вполне конкретную программу. В первую очередь, связанную с туристическими перевозками в Китай. Банкротство туроператора "Жемчужная река", с которым перевозчик сотрудничал, поставило его в тяжелое положение, пришлось срочно искать альтернативные направления. Учитывая, что это рынок высоко конкурентный, найти рентабельные рейсы, чтобы хорошо зарабатывать, используя именно эти самолеты, оказалось затруднительным. Решение вернуть лизингодателю самолеты, хоть и запоздалое, но, на мой взгляд, совершенно рациональное", - заявил "Уралинформбюро" исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Фото: vk.com/iraero
Между тем экономическая стабильность перевозчика на внутренних перевозках сомнений не вызывает. Парк "ИрАэро" составляют: стоместные SSJ-100, пятидесятиместные Bombardier CRJ-200, а также Ан-24 и Ан-26.
"Выручка, получаемая от эксплуатации региональных самолетов, перекрывает расходы", - уточняет эксперт. Если разговоры об уходе компании с рынка окажутся реальностью, то сектор межрегиональных перевозок может серьезно пострадать, убежден Олег Пантелеев: "В масштабах страны потеря "ИрАэро" будет незаметной, потому что авиакомпания перевозит не миллионы пассажиров, прямо скажем. Но для тех регионов, где она присутствует, это может обернуться потерей транспортной доступности отдаленных городов и поселков. Беда в том, что таких самолетов у других перевозчиков очень мало".
Он считает, что один из возможных сценариев для "ИрАэро" – обратиться за финансовой поддержкой к властям региона, которые должны быть заинтересованы в сохранении игрока. Окажется ли петля "ИрАэро" мертвой, пока непонятно. Выходить на работу до полного погашения долга по зарплате сотрудники не собираются.
Дарья СКОРЫХ
Подробнее читайте на uralinform.ru ...