Эти десять минут показались мне длиною в несколько часов

2020-2-18 11:00

На нас надвигались танки врага.  Когда танк заехал, то начал вертеться на месте. Меня засыпало землей.

Фёдор Васильевич Гилин окончил артиллерийское училище перед войной.

… После окончания нас отправили на учения, однако практике уделялось недостаточно внимания. Хорошую теоретическую базу удалось применить в полной мере на войне.

 Когда началась война, я находился в Мурманске. В этот день мы получили 150 гаубичных пушек и были отправлены на фронт. Немцы бросили на Мурманский фронт три егерские дивизии. Вечером этого дня мы перебрались через залив и сразу попали под бомбежку. Погибли два командира гаубичного взвода, и мне пришлось взять командование на себя. Дорога была очень тяжелая, и нам приходилось тащить орудие на себе. Вскоре нашу батарею перебросили на Карельский фронт.

Наша задача была сугубо оборонительного плана: уничтожать вражеские танки, батареи, пехоту. Из-за плохой координации начальства личный состав нес большие потери.

Помню два случая: мне нужно было с самолета скорректировать огонь батареи. Наш самолет должны были прикрывать еще три самолета, но вышло так, что мы улетели без них. Когда оказались в районе наблюдения, то заметили сзади себя  «Мессершмитт». Летчик приказал мне садиться за пулемет, а сам снизился настолько к земле, что едва не задевал верхушки деревьев. Парашютов у нас с собой не было. К счастью, немецкий самолет не мог так близко находиться около земли, и мы чудом спаслись. Эти десять минут показались мне длиною в несколько часов. А второй случай произошёл в 41-м году, в ноябре. На нас надвигались танки врага. Они подошли настолько близко, что ничего не оставалось делать, как лечь на дно окопа. Но, зная тактику немецких танкистов, я укрепил бревно поверх окопа, чтобы танк не мог меня раздавить, и сел под него. Когда танк заехал, то начал вертеться на месте. Меня засыпало землей. Не знаю, сколько пролежал, но когда меня откопали, то я пришел в сознание на несколько минут, за которые вся жизнь пролетела перед глазами. Потом я потерял сознание.

После наступления перелома в ходе войны я попал на Белорусский фронт, с которым прошел Румынию, Венгрию,  Югославию и Австрию. Меня передали 72-му  артиллерийскому полку 21-й Пермской Краснознаменной дивизии и назначили заместителем командира полка.

В первых числах мая 1945 года, когда мы вышли к реке Шпрее, немецкие самолеты разбросали листовки над нашими позициями. В них говорилось: «Вы скорее утоните, чем возьмете Берлин». До наступления немцев получил приказ отодвинуть батарею. В день сражения я в первый раз за годы войны увидел немецкую танковую психическую атаку. Они шли рядами, плотно друг к другу. В этом бою было подбито около 250 танков. За этот бой я был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Кроме этого, получил также орден Красного Знамени за оборону Мурманска, медаль «За оборону Советского Заполярья» и др.

Заместителем командира полка я прослужил до августа 46-го года, после чего вышел в отставку.

Подробнее читайте на ...

фронт командира войны танк танки