2020-4-30 07:39 |
В Екатеринбурге.
Если бы не коронавирус, российская медицина не получила бы разом столько нового оборудования, еще долго бы не появились в больших и малых больницах средства персональной защиты персонала. Мы бы все выживали в привычных условиях.
Большая беда, как наводнение, как землетрясение, выявила героев и пустобрехов, сильные и слабые стороны национальной системы здравоохранения, задачи на перспективу и неотложные меры. А Екатеринбург вновь оказался непохожим на всех в России.
Самоуправляемость – это неотъемлемая черта Свердловской области и Свердловска-Екатеринбурга. Как началось все с Бориса Ельцина, так и продолжается по сей день. "Миллионники" Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород отказались от муниципальной управленческой прослойки в медицине. В Казани начальник управления здравоохранения является заместителем соответствующего министра Республики Татарстан. Екатеринбург имеет собственный горздрав, подчиненный главе города.
Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский
С градоначальника тогда и первый спрос. Александр Высокинский, как и его предшественники, уверен – управления образования, культуры и здравоохранения должны быть строго муниципальными. Это как минимум его электоральный актив. В Екатеринбурге хорошо помнят времена "серого кардинала" Владимира Тунгусова, когда бюджетники приносили нужный вице-мэру результат голосования.
Плюс к тому – это немалые деньги. Пациенту муниципальной больницы без разницы, из какого бюджета платят зарплату врачу и закупают скальпели или кровати. А для политика "микстура" из муниципальных, региональных и страховых денег хороший повод для пиара. Заявляешь, что поднял зарплату медикам – и слушаешь овации, хотя деньги для этого пришли из областной казны.
28 апреля представители мэрии анонсировали подписание Высокинским распоряжения о повышении на 25% окладов медработникам и фармацевтам. Информация быстро разлетелась по СМИ, но радоваться было рано. 29 апреля появилось уточнение – надбавку получат лишь в поселках, входящих в состав городского округа - Северке, Шабровском, Совхозном, Истоке, Широкой Речке и селе Горный Щит.
Что случилось за сутки? Пришло понимание, что необходимую для финансового маневра субсидию мэрии нужно получить из областного бюджета! И она не "резиновая".
Как ранее сообщало "Уралинформбюро", системе здравоохранения Екатеринбурга в 2019 году было выделено 19,4 миллиарда рублей. Из них 15,6 миллиарда составили средства территориального Фонда ОМС. Городская казана внесла 1,2 миллиарда, областная – 534 миллиона рублей. Еще 1,7 миллиарда составил доход от платных услуг. То есть практически сами медики заработали столько же, сколько им было выделено из двух уровней бюджета.
Логичный вопрос – есть ли смысл в городском управлении здравоохранения? Сторонники нынешнего статус-кво убеждают, что при передаче управленческих функций Минздраву медики не досчитаются миллиарда с "хвостиком". Но, скорее всего, эта сумма найдется в областном бюджете – это чисто механическое перекладывание рублевой массы.
Может ли реструктуризация снизить уровень брака в управленческих решениях? Тут хорошо бы привести в пример ситуацию США. Борьба с коронавирусом за океаном столкнулась с противостоянием демократов и республиканцев. Губернатор штата от одной партии вставал в клинч с мэром города от другой, каждый отстаивал свои меры вместо совместных шагов на благо жителей. Часть жертв эпидемии в США следует отнести именно на борьбу партийных "слонов" и "ослов".
Вспышка коронавируса в екатеринбургской ГКБ №1 - вина и мэра Высокинского, и начальника горздрава Дениса Демидова. Градоначальник виноват в протекции главному врачу больницы Дмитрию Айрапетову. И заместитель Генпрокурора РФ Игорь Ткачев не случайно накануне вынес Высокинскому предостережение о недопустимости нарушения законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На чиновничьем языке это означает – не садись не в свои сани!
А мэр после этого просто "перевел стрелки" на главу горздрава, потребовав от него объяснений о причинах отсутствия надлежащего контроля.
Глава горздрава Екатеринбурга Денис Демидов
Денис Демидов, как врач-онколог, имеющий хорошую репутацию в медицинском сообществе, виноват в одном – к моменту эпидемии он не сумел до конца выстроить эффективный щит, позволяющий максимально уберечь горожан от вызовов нынешнего времени. Но у него был на это всего год, да и никто из мировых светил медицины еще несколько месяцев назад не мог предсказать, какого размера зараза обрушится на человечество.
Плохи те ошибки, из которых не делают правильные выводы на будущее. Искать "крайнего", чем занят Александр Высокинский - тупиковый путь. Если правительство Свердловской области готово взвалить на себя ответственность за здоровье екатеринбуржцев, им же и быть тем "слоном", который на себе потащит груз ответственности. Главное, чтобы в перспективе не случилась власть "ослов", которые займутся лишь сменой главных врачей по "политическим мотивам" и оптимизацией больниц по "экономическим".
Андрей БЕЛЫЙ
Подробнее читайте на uralinform.ru ...