2020-8-31 11:57 |
Как не потерять "вторую нефть"?
Лето 2020 года показало, что велика Россия, а мест отдыха на всех не хватает. Черноморское побережье едва не лопнуло от туристов, да и на озерах яблоку негде было упасть. Челябинская область в очередной раз смогла убедиться, что обладает уникальным туристическим ресурсом, который надо приумножать.
Свердловская угроза
Природа Южного Урала привлекает не только челябинцев – свердловчане, практически лишенные озерных гладей, готовы стоять в многокилометровых пробках, чтобы попасть на берег Иткуля или Тургояка.
Для Челябинской области наступает критический момент – уже к 2022 году трасса Екатеринбург – Челябинск будет иметь четыре качественные полосы движения на всем протяжении. Это откроет не только новые возможности для экономического сотрудничества двух регионов, но и туристические – соседи валом хлынут на челябинские озера.
"Мы взялись за годами копившиеся проблемы наших озер-жемчужин. Это Тургояк, Кисегач, Увильды, другие озера. Здесь еще многое предстоит сделать в части наведения порядка, реконструкции очистных сооружений, упорядочивания застройки, восстановления инженерной и коммунальной инфраструктуры", – заявил ранее губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Работы – непочатый край. Природоохранное законодательство в России достаточно жесткое, но его суровость, как часто бывает, компенсируется "необязательностью исполнения". Естественно, что у предприимчивых бизнесменов периодически возникает соблазн то нарушить правило об общедоступной 20-метровой береговой полосе, то просто "влепить" на подъезде к озеру шлагбаум и собирать дань с каждой машины.
Алексей Текслер на озере Увильды. Вскоре берег будет освобожден. Фото: пресс-служба главы региона
Как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе регионального министерства экологии, в регионе проводятся и будут проводиться специальные рейды. По словам замминистра экологии Южного Урала Виталия Безрукова, такие меры достаточно эффективны.
"Только 18 июля на озере Тургояк инспекторы минэкологии совместно с ГИБДД и сотрудниками полиции выявили нарушения: более сотни автомобилей были удалены из пятидесятиметровой водоохранной зоны. Инспекторами составлены несколько десятков протоколов. Аналогичные мероприятия проводятся и на других водоемах области", – рассказал он агентству.
Один из рейдов на озере Тургояк. Фото Виталия Безрукова
Также министерством ведется работа по закреплению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озер, которые испытывают наибольшую антропогенную нагрузку. Специальные информационные знаки появились на озерах Тургояк, Еловое, Кисегач, Увильды, Большие Аллаки. В этом году их установят еще на девяти озерах, в их числе, например, сверхпопулярном среди свердловчан Иткуле.
"Наличие специальных знаков – это информация для жителей и предпринимателей. В границах данной территории предусмотрены ограничения по ведению хозяйственной и любой другой деятельности, которая может нанести ущерб озеру и его обитателям", – напоминает Безруков.
Чтобы следить за береговыми линиями озер, их еще нужно правильно определить. Этой работой занимаются специалисты региональной Кадастровой палаты. Всего на данный момент в региональном реестре недвижимости содержатся сведения о 40 береговых линиях.
Автомобилям придется подвинуться на 50 метров. Фото Виталия Безрукова
"Важно обеспечить равный доступ к озерам наших жителей. Эту работу мы обязательно доведем до конца. Это также важно для развития туризма в регионе, который должен стать полноценной отраслью областной экономики", – считает Алексей Текслер.
Вода для людей
Свободный доступ отдыхающих к памятникам природы – а таковыми являются Тургояк и Увильды – многолетняя проблема. Незаконно установленных там заборов хватает.
"Природные богатства у нас общие. Но получается, что отдыхать там могут не все. На Увильдах большая часть прибрежной зоны огорожена. На других озерах та же проблема. Наводим порядок. Незаконные заборы будем сносить", – сказал губернатор.
Снос забора на озере Увильды. Фото: минэкологии региона
Сносили в этом году незаконное ограждение и на берегу "младшего брата Байкала" – озера Тургояк.
"Прибрежная территория озер очищается от ограждений, которые были установлены в нарушение федерального законодательства. Еще многое предстоит сделать для сохранения южноуральских озер, предстоит большая работа с собственниками земельных участков, продолжение контрольно-надзорных мероприятий", – отметил Виталий Безруков.
Тургояк, кстати, с каждым годом становится все грязнее. Алексей Текслер поставил задачу прекратить выдачу земель вокруг него и проверить законность выделения участков ранее, также было запрещено использование фейерверков (дабы не мешать нересту рыбы). Меры направлены на то, чтобы защитить озеро от растущей антропогенной нагрузки.
Тургояк также освобождают от "металла". Фото: минэкологии региона
Еще одно важное решение губернатора – табу на использование частных судов с бензиновыми двигателями. Это должно значительно снизить уровень загрязнения.
"На двигателях внутреннего сгорания остаются пока только катера спасателей и надзорных ведомств, но их рекомендовано перевести на электрические двигатели", – подчеркнул Безруков.
При этом озера должны легально "зарабатывать", и тут важно найти баланс между доступом людей к воде и предпринимателями, которые повышают туристическую привлекательность южноуральских жемчужин. По мнению вице-президента экологической организации "Антисмог" Евгения Маленкина, значительная часть экологических проблем связана с недостаточным контролем и надзором – озерам просто нужны хозяева.
"Очередь стоит, люди хотят взять [землю] в аренду. Нужно собрать предпринимателей, чтобы они взяли эту территории, следили за ней. Можно обязать по договору. И не будет никаких свалок и мусора, не будет бутылок, банок. Дикие пляжи – это просто кошмар, люди ведут себя хуже свиней, предприниматели решат эту проблему", – считает он.
Освобожденный "Коровий пляж". Фото Виталия Безрукова
По словам Маленкина, в зависимости от конкретного озера в списке основных проблем фигурируют: пришедшие в негодность очистные сооружения, из-за которых в воду могут попадать канализационные стоки; закрытые притоки, ограничивающие доступ к "подпитке"; бесконтрольный забор воды. По его мнению, в настоящее время нельзя однозначно сказать, в каком состоянии находятся все челябинские озера, с каждым из них нужно разбираться индивидуально, а оценку должны давать специалисты.
Все эти вопросы должен решить комплексный план охраны и развития озер Южного Урала, о котором ранее говорил Алексей Текслер. Иначе жемчужины рискуют потерять свой блеск.
Артем ПЕТРОВ
Подробнее читайте на uralinform.ru ...